Нормы технического обслуживания автомобилей
|Автомобиль, как здоровье. Он вечно нуждается в уходе — хочешь ты того или нет. Пока дело не дошло до «таблеток», а хуже того — до серьёзной «операции», лучше задуматься и выполнять определённые правила. Поэтому в этой статье поговорим о нормах технического обслуживания автомобилей.
Уход за автотехникой
При всей сложности устройства всевозможных технических средств контролировать их и устранять неисправности возможно, применив только два способа:
- Техническое обслуживание (ТО).
- Ремонт
Техническое обслуживание, по сути, — это профилактика автомобилей. Происходит от благоразумной предусмотрительности водителей. Заблаговременно предполагая последствия своего бездействия, вы делаете их просто менее вероятными.
Фактор времени
Практика установила закономерности в сбое технических показателей автомобиля в соотнесении с определёнными временными промежутками.
При прогнозе учитываются следующие данные:
- условия эксплуатации автомобиля;
- модель (надёжность, репутация бренда);
- срок службы;
- режим эксплуатации (постоянный или периодический);
- километраж;
- техническое состояние автомобиля на момент прохождения ТО.
Профилактические работы планируются заранее:
- Сезонные. Осуществляются по принципам: зима — лето, холод — жара, увлажнённость — засуха.
- Текущие. Здесь делается упор на срок годности смазочных материалов, естественный износ каких-либо функциональных узлов (например, сальников, подшипников, тормозных колодок и т.п.)
- Оперативные (возникающими по мере возникновения неисправности).
Нормы времени на ТО и ремонт автомобиля устанавливаются в зависимости от состояния конкретного автомобиля и условий его эксплуатации.
Само понятие «технический осмотр» предполагает: визуальный осмотр и техническое обслуживание.
Визуальный осмотр
Определение физических дефектов автомобильных систем и порочности их функционирования выявляется на основе:
- подтекания жидкостей:
-в тормозных трубомагистралях,
-системе охлаждения,
-сальниках коленчатого и распределительного вала,
-в прокладках двигателя,
-бензонасосе и всей топливоподводящей системе,
-гидроусилителе руля. - правильности установки тех или иных узлов и агрегатов, надёжности их крепления;
- корректности номиналу зазоров в соответствующих электроузлах (свечах, распределителе зажигания);
- сбоев в работе стартера (отказов при запуске);
- генератора (горение контрольной лампочки зарядки на панели) и т.д.
Техническое обслуживание
Что входит в набор обычных технологических операций:
- замена масла и масляного фильтра,
- замена воздушного фильтра, а также одновременный продув воздушных жиклёров (в карбюраторных двигателях),
- осмотр и, при необходимости, замена тормозных колодок и прочее.
Немного скажем о замене масла и масляного фильтра.
Техническое масло в автомобилях, как и во всяких механизмах, выполняет, прежде всего, смазочную функцию. В процессе эксплуатации взаимодействующих узлов их смазка загрязняется и становится не только менее действенной, но и опасной.
Взвеси различных продуктов трения и сгорания самого масла выполняют роль своеобразного наждака, который истирает и преждевременно изнашивает детали. Фильтр, первоначально очищавший масло и пропускавший его для дальнейшей циркуляции по каналам двигателя, со временем забивается и утрачивает эффективность.
Если довести дело до крайности, загрязнённый до предела масляный фильтр может просто блокировать маслоток и полностью вывести двигательную систему из строя.
Выход один — замена. Обычно заменяются сразу и масло, и маслофильтр.
Предпочтительней перед этим использовать специальную промывку для двигателя и прогнать её по каналам стартером при отключенном зажигании.
Смазка в подвесной системе (ступицах колёс, рулевых наконечниках, гидравлике и т.п.) производится тоже в процессе технического обслуживания через определённые промежутки времени.
Углублённое ТО
Техническая диагностика автомобиля осуществляется также по временному регламенту и имеет сезонный, текущий или оперативный характер.
Особенность в том, что она не так поверхностна, как обычное ТО. В данном случае исследуются и корректируются все жизненно важные функции транспортного средства.
В качестве основного инструмента используют:
- диагностический стенд в автосервисах,
- обычный компьютер (если вы решите провести диагностику сами).
Компьютерная диагностика
Что можно выяснить с её помощью? Прежде всего, адекватность номиналу таких, например, параметров:
- Мощность двигателя;
- Максимальная скорость;
- Частота оборотов коленчатого вала;
— работоспособность зажигания:
— опережение,
— исправность свечей; - Основные моменты функционирования топливной системы:
— наличие топлива,
— степень его очистки,
— впрыск,
— давление,
— дозирование и т.д. - Исправность электрооборудования автомобиля:
— аккумулятора,
— стартера,
— генератора,
— электропроводки,
— ABS, АСС и т.п. (если есть) - Готовность тормозной системы (уровень тормозной жидкости и герметичность):
— главный цилиндр,
— магистрали - Рулевое управление (люфты):
— рулевой планки,
— наконечников,
— крестовин рулевой колонки,
— герметичность гидроусилителя руля.
Здесь приведены только основные параметры, понятие о которых имеет любой водитель. Компьютерная диагностика, однако, способна значительно расширить этот список. Вопрос только в программах для диагностики. Их много на все случаи водительской практики.
Дело за малым — освоить компьютер как средство технического осмотра. А это один из самых надёжных инструментов для диагностики автомобиля.
Заключение
После всего вышесказанного, пожалуй, излишне говорить о необходимости ТО. Это вроде как просто одеться по погоде, а не разгуливать зимой в летней рубашечке и шортах, зная наверняка, что подхватишь воспаление лёгких.
Всё нужно делать заблаговременно!
Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»
Комментарии: