Компьютерная диагностика двигателя: программы, параметры, ошибки
|Невозможно представить комплексную проверку авто без диагностики двигателя. В этой статье мы разберём как можно заметить неисправности «сердца» автомобиля и основные параметры диагностики.
Дизельные и инжекторные ДВС
Дизельные и инжекторные двигательные системы относятся к самым надёжным в эксплуатации и эффективным.
Основное преимущество этих агрегатов перед карбюраторными — экономичность. Топливный насос у дизелей и инжектор у бензиновых автомашин обеспечивают высокий КПД. Расход топлива оптимален.
Купить дизельный автомобиль в настоящее время не только престижно, но и выгодно.
Инжекторный двигатель имеет примерно те же достоинства.
Ремонт, однако, — удел любой техники, которая трудится на дорогах. Рано или поздно происходит какой-нибудь сбой, и требуется вмешательство самого водителя или специалиста, способного его устранить и привести машину в рабочее состояние.
Признаки неисправности ДВС
На что обратить внимание:
— мощность двигателя — снижена, при этом увеличился расход топлива;
— выхлоп — он чёрный, в норме выхлопная струя имеет белый цвет;
— звук работы двигателя — примесь посторонних шумов, в норме звук ровный;
— запуск — не «с пол пинка», как у нормальной машины. Сложности даже при долгой прокрутке стартера.
Любой из указанных признаков — уже повод провести диагностику и, возможно, ремонт.
Диагностика работы двигателя
Первое, с чего следует начать — это внешний осмотр.
Проверяются:
— электропроводка (провода, разъёмы, предохранители, датчики, реле);
— трубопроводы отопительной, газоотводной и тормозной систем;
— крепления основных узлов — как возможной причины возникновения постороннего шума,
— масло, фильтры и т.д.
В случае отсутствия деффектов производится более глубокий анализ .
Компьютерная диагностика работы дизеля и инжектора
В общих чертах здесь мало отличий с аналогичной процедурой у автомобилей с карбюраторами.
Главное — нужен качественный инструмент и компьютерное обеспечение, дающее возможность выявить самые мелкие неполадки в ДВС и ходовой части.
Диагностируется вся система, каждая деталь, все параметры.
В лучшем случае ремонт ограничится заменой масляных, воздушных фильтров и трубопроводов.
В худшем — ремонтом топливного насоса у дизелей или инжектора у соответствующих машин и даже заменой поршневой группы, расточкой коленчатого вала и т.п.
Чаще всего в таких случаях, учитывая сложность дизельных и инжекторных систем, прибегают к помощи специалистов.
Если вы принимаете решение сделать компьютерную диагностику своими руками, придётся учесть ряд очень важных моментов.
Последовательность действий:
- Посредством специального кабеля с разъёмами USB и OBD-2 cобирается цепь: компьютер (ноутбук, сканер) — адаптер (K-line) — ЭБУ автомобиля.
- В компьютер устанавливается программа диагностики и драйверы для её опознания системами компьютера и электронного блока управления.
- Чип-тюнинг («прошивка») ЭБУ на совместимость с компьютером.
- Сканирование всех значимых узлов транспортного средства, за которые ответственен ЭБУ:
- топливная система — насос основной (электрический), насос дополнительный (если есть);
- система впрыска топлива — регулятор давления, дозирования топлива, клапан, форсунки;
- впускная топливная система — приводы впускных заслонок и клапанов (все заслонки функционируют на автономных электродвигателях);
- турбонаддув — клапан перепускной (ограничивает давление турбонаддува);
- система рециркуляции — клапан рециркуляции газов отработки, клапан охладителя переключающий;
- система выпуска — кислородный датчик;
- охладительная система — электродвигатели вентилятора и насоса для охлаждающей жидкости;
- предпусковой обогрев — свечи накаливания.
Программы для диагностики
Диагностика дизельного двигателя:
— ALDL 165v3 — модели ГАЗ;
— ELMConfig — «прошивка» ЭБУ иномарок, активация функций ДВС, а также деактивация;
— aka Abbat — дизельные модели ВАЗ, ГАЗ УАЗ и иномарки;
— Iveco Easy — корейские Daewoo, Iveco, индийская TATA;
— 1 18 ELM327 — комплекс программ для дизелей «Scania».
Диагностика инжекторного двигателя:
— OpenDiagPro — автомобили ВАЗ, УАЗ, ГАЗ;
— Мотор-тестер — то же самое;
— Research_DAEWOO — для Nexia, Daewoo;
— ScanXL — инжекторы машин «Mazda», «Ford»;
— Vehicle Explorer — диагностика ошибок, аналоги ошибочных параметров.
Параметры диагностики и их регулирование:
- впрыск топлива в цилиндры (опережение подачи);
- давление впрыска топлива;
- частота вращения коленвала (холостой ход);
- частота колебаний в трансмиссии (подавление излишних частот, снижение максимальной частоты на крутящем моменте);
- переключение передач в КПП-автомат;
- давление турбонаддува;
- рециркуляция выхлопа;
- охлаждение отработанного газа;
- регенерация фильтра, блокирующего сажу;
- запуск двигателя при минусовых температурах.
Особенности диагностики дизеля
Они имеют конструктивный характер. Принципиальный момент — свечи накаливания.
От их бензиновых аналогов они отличаются двумя показателями:
1. Горючее в дизелях воспламеняется не искрой свечи, а высокой температурой её накала,
2. Воспламенение происходит не при впрыске топлива в камеру сгорания, а при мощном сжатии его там.
Функция свечей и в бензиновом ДВС и дизеле очевидна — они обеспечивают запуск двигателя.
Задача свечей накала в дизельных агрегатах более сложна — они облегчают запуск в холодное время, при температуре +5С и ниже. Без них в таком случае двигатель просто не заведётся.
Признаки дефектов свечи:
Горит индикатор на панели приборов. Это первая «весточка». В норме при запуске он должен гаснуть. Причины:
-перегорел предохранитель в ЭБУ,
-негоден датчик температуры,
-вышла из строя одна или несколько свечей накаливания.
Проблема со свечой становится явной, если запуск движка осложнён даже в тёплое время.
Проверка свечи своими руками
1. Инструментальная диагностика (оборудование — клещевой амперметр):
-отсоединить «плюсовой» провод подозрительной свечи и замкнуть его на «плюсе» амперметра,
-«минус» амперметра соединить с «плюсом» самой свечи,
-определить силу тока попеременно на каждой свече.
В норме на одну свечу приходится примерно 12 А. На комплект (4 штуки) — 48 А.
Меньшие показатели свидетельствуют о неисправности.
2. Визуальная диагностика
Исправность детали проверяется на свече непосредственно:
-свечи извлекаются из блока,
-устанавливаются на вверх концами на «плюсовой» шине,
-поочерёдно замыкаются на «массу» на включенном зажигании.
Искрение свечи означает неисправность.
Дополнительно можно прибором проверить сопротивление. В норме — это не более 5 Ом. Показатели, стремящееся к бесконечности, указывают на неисправность нагревающей спирали свечи и необходимость её замены.
Диагностика ошибок
Погрешности имеют как субъективный, касающийся квалификации мастера, так и объективный характер, идущий от конкретных технических источников:
- Компьютер (ноутбук, сканер);
- Шина CAN:
— соединительный кабель,
— адаптер,
— ЭБУ; - Система контроля за подачей топлива и воздуха в двигатель;
- Зажигание;
- Датчики трансмиссии;
- Датчики автоматической КПП;
- Датчики вспомогательного контроля;
- Датчик холостого хода.
Каждая из этих систем в разлаженном состоянии способна исказить реальную картину неполадок в ДВС и даже норму выдать за неисправность. Выход один — высококачественное тестирование оборудования как для самой диагностики, так и различных анализируемых систем автомобиля.
Подведем итоги
Диагностика двигателя должна быть не разовым, а регулярным процессом. Только такой подход сможет обеспечить уверенность в том, что ваша техника не подведёт вас в дороге.
Компьютерная диагностика резко снижает субъективность оценки и позволяет выявить те неисправности, которые объективно ещё даже не проявились.
Диагностика дизельных и инжекторных двигателей вполне доступна каждому водителю. Однако сложных случаях лучше обращаться в специализированные автоцентры. Их преимущество — опыт и более приличная оснастка.
Услуги на СТО не дёшевы. Но, раз потратившись на качественную диагностику, вы в будущем сэкономите гораздо больше. Это касается и времени и денег.
Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»
Комментарии: