Компьютерная диагностика автоэлектрики своими руками

Ничто не застраховано от проблем, автомобиль — в том числе. У этой техники много болезней.
Одни из них сразу бросаются в глаза, другие, как рак — разъедают исподволь. Живешь-живёшь, и вдруг бац — и всё. Именно так происходит с электрической системой авто. Ни с того, ни с сего, казалось бы, не срабатывает ключ зажигания — не запускается стартер. Погасли все контрольные лампочки. Фары потухли. Ночью. Прямо на шоссе. В потоке других машин. Список можно продолжить. Но тревожный «звонок» уже прозвенел. Необходим радикальный шаг — диагностика автоэлектрики.

Что делать?

Первое, что сразу приходит в голову — станция техобслуживания. Там всё вроде бы знают. Сдерживают два обстоятельства:

  1.  Деньги (которых всегда не хватает);
  2. Отсутствие поблизости СТО.

Вывод в критической ситуации однозначен — решать задачку придётся самому. Как именно? Можно воспользоваться «дедовским» способом.

Диагностика и ремонт автоэлектрики потребует в данном случае самую простую оснастку:multimetr

  • обычный водительский инструмент (кусачки, отвертки, ключи, плоскогубцы);
  • изоленту;
  • щуп с лампочкой;
  • мультиметр для измерения напряжение в сети, силы тока и сопротивления;
  • паяльник и припой (в крайнем случае, можно соединить контакты на «скрутках», но это временная мера — потом всё равно придётся паять или заменять часть проводки).

Таким образом, вам удастся проверить и, по возможности, восстановить многие важные функции:

  • заряд аккумулятора (долить электролит, поставить на подзарядку);
  • предохранители (зачистить контакты или поставить новые);
  • реле (замена);
  • датчики (замена);
  • целостность ламп в фарах, «поворотниках», стоп-сигналах, габаритах и т.п. (проверить контактные группы или установить новые лампочки);
  • работоспособность стартера и генератора (при необходимости разобрать, проверить мультиметром, заменить вышедшие из строя узлы);
  • пригодность электрооборудования к вентиляторам охлаждения двигателя и отопителя салона (если дело не в окислении контактов, а в полной непригодности, — поставить новые электродетали).

Но это и всё. В современных автомобилях положение обычно гораздо сложней.

Дополнительные электронные устройства

У большинства современных машин, помимо традиционного комплекта автоэлектрики, предусмотрен и ряд автоматических приспособлений, значительно облегчающих маневренную и комфортную езду. Наиболее распространённые из них:

  1. ABS. Antiblockier System (здесь и далее — анг.). Конструкция:
    — блок управления (БУ),
    — датчики скорости на ступицах ведущих колёс,
    — перепускные клапаны тормозной жидкости в магистралях.
    Система страхует тормоза от блокировки при торможении в гололёд или резком тормозе. Принцип работы — чередование тормозных импульсов типа «нажал — отпустил».
  2. 4WS. Wheel steer — рулевое колесо. Специальные механизмы руления в задней подвеске управляют сразу 4-мя колёсами. Разнонаправленность управления в моменты резких манёвров стабилизирует траекторию движения. Повышает устойчивость автомобиля на виражах. БУ сориентирован на показания датчиков:
    -скорости,
    -угла поворота колёс и руля.
  3. ACC: Active cruise control. Контроль дистанции между участниками движения с помощью радара. Функционирует в паре с ABS. При скоростных поворотах «дуэт» стабилизирует заднюю ось и уводит машину от сноса. Синхронность обеспечивается настройками в блоках управления.

Диагностика этих электронных систем автомобиля слишком сложна для «дедовского» щупа с лампочкой и даже мультиметра. Требуется компьютер. Он в целом упрощает диагностику, включая относительно простые узлы.

Автодоктор

Вам здорово повезло, если вы уже научились общаться с компьютерной техникой. И уж совсем хорошо, когда в дорогу с собой прихвачен ноутбук. Впрочем, достаточно и смартфона — там все необходимые опции.

С чего начать
Компьютерная диагностика автоэлектрики, начинается с «вешалки», как и театр (да и всё остальное). Нужна подготовка — соответствующий реквизит. К нему относятся:

  • разъём OBD-2 в салоне автомобиля (у всех современных моделей он есть). Стрелкой указано его расположение

mesto-ustanovki

  • адаптер «К-Line» с разъёмом Obd 2 для соединения в салоне с электронным блоком управления (ЭБУ);
  • кабель с разъёмами obd (к адаптеру) и usb (к ноутбуку);
  • программы для диагностики автомобильной электрики («софты»);
  • драйверы, активирующие ЭБУ и программное обеспечение компьютера («чипы»).

Если, вместо ноутбука, используется телефон, тип адаптера меняется на Elm-327 . Тогда диагностику можно производить через Bluetooth — дистанционно. Кабель не нужен.

Цены на адаптеры и кабель в худшем случае сопоставимы со стоимостью диагностики в автосервисе. Чаще — значительно ниже. Купить адаптер для диагностики и всё остальное проще в интернет-магазине. В обычных центрах, реализующих запчасти, такие товары случаются редко.

Софты для диагностики

В качестве источника получения информации на отечественных автомобилях и некоторых иномарках используются в основном модификации ЭБУ — «Январь», Bosh, Ителма. Различие — в назначении программ и в моделях контроллеров.

Системы исследования:

  • электронное управление двигателем;
  • усилитель руля электрический;
  • автоматическая коробка передач;
  • ABS, 4WS, ACC;
  • электропакет;
  • готовность подушек безопасности;
  • климат-контроль в салоне, подогрев сидений и стёкол;
  • стелоочиститель;
  • блок включения фар и поворотов;
  • панель управления;
  • датчики и т.д. (в зависимости от комплектации модели).

Для более качественной и углублённой диагностики предпочтительней использовать операционную систему Андроид.

Данное приложение даёт возможность устанавливать на компьютер любую программу через адаптер elm327.

Аккаунт «root», устанавливаемый на некоторых видах планшетов (например, Nexus), расширяет потенциал диагностики практически до всех мыслимых операций.

Опция «recovery mode», тоже применяемая на Нэксус, восстанавливает работоспособность ЭБУ при любом сбое. К тому же, выполняет сброс ошибок и обновляет настройки.

Популярные приборы для электродиагностики

Наибольшим спросом у водителей пользуется сканер. В общих чертах он мало отличается от ноутбука или смартфона. Функции и возможности в основном те же самые. Разница только в оперативной памяти, которая относительно невелика.

Так, если взять не отечественные автомобили а, например, Mersedes, BMW, Audi или Volkswagen, то прибор поддержит только диагностику самых распространённых электронных опций: АBS, 4 WG, Traction Control и т.п.

А в современных немецких моделях их не один десяток. В таких случаях предпочтительней использовать ноутбук или ПК.

Особенности:

  • компактность,
  • быстрота подключения и диагностики,
  • разъём DLS для контакта с блоком управления.

Недостатки:

  • Сканер считывает информацию только с СБУ.
  • Для каждой модели контроллера нужен свой сканер.

Сканер применяется только для диагностики электроники автомобиля.
У современных моделей функции расширены до управления КПП, двигателем, подушками безопасности и т.п.

Заключение

Диагностика автоэлектрики — тонкий и сложный процесс. Его можно провести, тем не менее, даже без помощи профессионалов. Это не так хлопотно и не требует чрезмерных затрат на оснастку.

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»


Комментарии:

logofooter