Как завести двигатель любого автомобиля в мороз: причины, проблемы, рекомендации

kak-zavesti-avto-zimoiОх, уж эта зима. Для автомобилиста — одни проблемы.
Как завести автомобиль, когда на улице суровый минус?
Легче, если есть гараж, пусть даже холодный. А если просто автостоянка, или машина стоит у подъезда? Что делать тогда?

О причинах и способах их устранения

Изложим основное. Ключевые моменты того, как правильно завести автомобиль.

Аккумулятор

Именно это устройство является исходным производителем энергии для запуска автомобильного двигателя. Почему он проявляет слабую работоспособность при отрицательных температурах:

  • слабо заряжены батареи (в норме — 12-14 В);
  • электролит имеет низкую плотность (зимой она должна быть не менее 1, 26 г/см3, надёжней — 1, 8).

Чтобы довести состояние аккумуляторных батарей (АКБ) до необходимой кондиции, следует:

  1. Регулярно (минимум раз в неделю) подзаряжать пластины зарядным устройством (одного автомобильного генератора здесь не достаточно);
  2. Следить за плотностью и наличием электролита в ёмкостях АКБ (жидкость должна покрывать защитную сетку).

В мороз электролит загустевает и снижает потенциал аккумулятора. Активировать устройство можно включив на короткое время (10-30 секунд) ближний свет. И только затем запустить стартер.

Плотность проверяется денсиметром, запаянной, градуированной стеклянной трубкой с поплавком (ареометром) в каждом отсеке по отдельности.

Электрооборудование

Речь идёт о катушке зажигания, распределителе зажигания (трамблёре) и о высоковольтной проводке. Запуску двигателя может препятствовать:

  • загрязнённость или окисленность контактов («распыление» или исчезновение искры),
  • повреждение проводов высокого напряжения (снижается мощность энергетического толчка от аккумулятора).

Отдельный разговор о свечах зажигания. Когда мы заводим авто, часто они становятся главным препятствием нормального запуска.

Снижают или сводят на нет эффективность свечи:

  • замасленность электродов,
  • большой зазор между центральным и боковым электродом (его следует уменьшить относительно летнего на два-три миллиметра).

Чтобы облегчить усилия стартера при запуске двигателя, лучше ввернуть новые свечи.
Существуют их зимние варианты с вырезом на центральном электроде и с дополнительными боковыми электродами.

Масло

От качества данного компонента зависит многое. Как завести машину на холодном масле? Даже мощный аккумулятор окажется бесполезным, если масло в картере встало «колом».

Существуют несколько видов автомобильного масла:

  • летнее;
  • зимнее;
  • всесезонное

Главным критерием в выборе является его вязкость, или текучесть. Этому требованию соответствуют синтетические сорта. Их и надо применять, эксплуатируя машину при отрицательных температурах.

Топливо

Допустим, что  всё в порядке: аккумулятор, электрика, смазочный материал. Свечи сухие, а мотор «молчит». От выхлопной трубы может попахивать бензином (или соляркой), но газообразных следов от какого-либо воспламенения нет.

Проверьте следующее:

  1. проходимость трубопроводов с помощью:
    — бензонасоса (качает или нет);
    — автокомпрессора (продуть систему)
  2. воспламеняемость горючего. Для выяснения этого можно выплеснуть немного бензина на землю и осторожно поджечь. Если не загорится, значит, вы заправились плохим горючим. В нём — конденсат.

Как завести машину в мороз таком случае?

Выход один — слить содержимое бака с топливом и заправить его на АЗС компании, которой вы доверяете.
В ситуации, когда это не представляется возможным, используйте специальные активизирующие присадки (их нужно иметь в запасе).

Причиной появления конденсата может стать сам топливный бак. Чем меньше в нём бензина, тем больше поверхность, на которой при остывании конструкции образуется влага. Чтобы этого избежать, оставляйте в резервуаре как можно больше топлива.
Поможет и фильтр тонкой очистки на выходе из бака. Он отберёт часть излишней воды.

Тонкости в запуске ДВС в зимнее время

Здесь могут сыграть неприглядную роль много факторов:

Аккумуляторная батарея

zavodim-avto-v-moroz-bez-podogreva

Если сел аккумулятор, отчаиваться не стоит. Можно обратиться за помощью к другим людям. С помощью их автомобилей можно:

  1. на время запуска попросить АКБ у соседа по стоянке (затем поставить свой, его подзарядит генератор);
  2. воспользоваться специальными проводами и снять энергию на свои батареи с заведённой машины соседа («прикурить»);
  3. попросить зарядный трансформатор на стоянке (зимой эта услуга распространена).

И, наконец, излюбленный метод всех водителей — «галстук». Оживить своего «мертвеца» на привязи с рабочей техникой.

Вариант с «галстуком» слишком рискован для инжекторов (могут сгореть катушки зажигания и электронный блок управления).

Автоматическая коробка передач

Великолепное устройство летом и очень капризное в холода. С АКПП нужно учитывать два момента:

  • качество залитого синтетика
  • положение рычага селектора на коробке передач.

И то и другое решается легко:

  • масло нужно чаще менять,
  • селектор держать в положении «N» (выходной вал коробки в этом положении не заблокирован и не мешает колевалу).

Тем не менее, опытные владельцы автомобилей с автоматической коробкой советуют

  • ставить машину в гараж (даже холодный, там всё равно теплее, чем на улице);
  • использовать новый аккумулятор и электропроводку;
  • заправляться только на заправках с проверенной репутацией.

Карбюраторный ДВС

Карбюратор тоже может стать источником, препятствующим нормальному запуску двигателя.

Причин несколько:

  • вода в поплавочной камере,
  • неправильно выставлен поплавок (перелив или недолив топлива),
  • засорены воздушные жиклёры.

Способы устранения

Жиклёры можно продуть компрессором или простым насосом, сняв кожух воздушного фильтра. В большинстве случаев этого достаточно.

Для регулировки поплавка необходимо снять крышку карбюратора. Попутно просушить камеру сухой чистой тряпочкой.

Во избежание появления конденсата в дальнейшем следует при остановке двигателя не глушить его сразу, а подождать несколько минут или выжечь бензин в карбюраторе резкой «прогазовкой».

Режим запуска авто с АКП

kak-zavesti-mashinu-v-moroz-s-akpp

Автомат допускает три режима — «Р», «R» и «N». Переход с одного на другой регулирует селектор.

Режим «R» — задний ход.

«Р» устанавливается при продолжительной остановке машины. Выключается всё управление, выходной вал коробки блокируется. Попутно — связанный с ним коленчатый вал. Зимой, оставляя автомобиль на стоянке, эту позицию автоматического механизма следует отключить.

Заводить двигатель будет легче в положении «N», когда вал АКП разблокирован.

Дизельный ДВС

kak-pravilno-zavesti-mashinu-v-moroz-na-gizele

Здесь, прежде всего, нужно обратить внимание на два компонента: дизельное масло (ДМ) и топливо.

И то и другое должны быть достаточно текучими, чтобы не препятствовать:

  • движению механических узлов мотора (коленвала, поршней цилиндров);
  • возгоранию горючего при сжатии.

Дизель очень капризен. Для смазки требуется только синтетическое масло.

Желателен автономный подогрев картера (но не с помощью открытой горелки, безопасней воспользоваться обогревательными приборами).

Солярка в холодную погоду должна быть исключительно зимней. При особенно низких температурах полезно использовать разжижающие присадки.

Сам запуск значительно облегчает специальный эфир («быстрый пуск»), который впрыскивается перед пуском двигателя в сопло кожуха воздушного фильтра.

О свечах зажигания

kak-zavesti-mashinu-v-moroz-esli-zalilo-svechi

Что делать, если залило свечи? Необходимо:

  • прокалить на открытом огне и ввернуть в блок тёплыми;
  • заменить на новые.

Автомобили с газовым оборудованием

kak-zavesti-mashinu-na-gazu-v-moroz

Надо иметь в виду, что заводятся эти машины на бензине. Поэтому проблемы здесь те же, что уже изложены выше.

На газу попробовать тоже можно. Но перспектив никаких. Газ на морозе не испаряется.
Зимой редуктор нужно перед запуском подогреть (например, кипятком или горячими грелками).
Без подогрева газ эффективен только после непродолжительной стоянки авто с ГБО. Но и в таких случаях необходимо укутать редуктор теплоизолирующим материалом.

О самом запуске

При повороте ключа зажигания никогда не выжимайте педаль газа. Не трогайте её вообще!
Достаточно выдвинуть на максимум подсос. На инжекторах и этого не надо.

И не сбрасывайте сразу сцепление. Отпускайте его постепенно, пока обороты двигателя не приобретут устойчивый ритм.

А в остальном всё, как всегда (с учётом упомянутых деталей).

Заключение

В рамках данной статьи мы коснулись лишь самых важных аспектов, ведущих к пониманию трудностей, которые могут возникнуть при запуске двигателя в зимнее время.
О многих из них стоит подумать уже летом, — легче тогда проживёшь в холода.

Андрей Гончаров Эксперт рубрики Ремонт двигателей

Остались вопросы?

Видео


Комментарии:

logofooter