Диагностика топливных форсунок легковых и грузовых автомобилей
|Всем водителям хорошо известны эти симптомы:
- нарастающий расход солярки или бензина,
- постепенное падение мощности,
- внезапные жёсткие удары внутри мотора.
Происходит и худшее — машина останавливается совсем.
Самостоятельно или с помощью людей знающих вы определяете диагноз. Он — в отказе форсунок.

Необходимо детальное исследование топливной системы с последующим устранением всех выявленных неисправностей. В принципиальном плане без разницы — дизель у вас или инжектор. Заботы впереди одни и те же.
Как работает форсунка
Диагностика дизельных двигателей проводится на стенде в условиях специализированных автоцентров.
Возможен для использования кустарный прибор, но он должен быть исключительно надёжным. Точность по всем параметрам определяет успех.
Конструкция детали и режим её функционирования

Сечение устройства
1 — игла распылителя
2, 6 — подводные каналы
3 — проставочный корпус
4 —накидная гайка
5 —штуцер
7 — отводы сброса лишнего топлива («обратка»)
8 — регулировочные шайбы
9 — амортизатор
10 — промежуточный толкатель
Технология впрыска
- солярка под напряжением насоса попадает в полость 5;
- через внутренние подводы 6 и 2 горючее поступает в седло А;
- игла 1, прижатая амортизатором к выпускному отверстию, перекрывает ход дальнейшему прохождению топлива;
- в полости Б нарастает давление — достигает критической величины, способной преодолеть усилие пружины, — иголка 1 приподнимается — происходит впрыск;
- давление внутри полости падает;
- амортизатор напрягается, через промежуточный толкатель 10 возвращает иглу 1 на место, впрыск прекращается;
- излишки топлива удаляется через отводы сброса лишнего топлива 7 в топливный насос высокого давления (ТНВД);
- система снова закрыта наглухо.
Цикл повторяется беспрестанно.
Главное условие работоспособности аппаратуры — её герметичность.
Форсунки бензиновых двигателей у инжекторных автомобилей функционируют точно так же. Аналогичны истоки и следствия неисправностей, а также методы их устранения.
Причины сбоев нормального рабочего цикла
Проблемы начинаются по мере разгерметизация топливной системы. Тот самый, указанный выше, повышенный расход горючего, снижение мощности и жёсткий стук, который и проявляет себя в полном выходе из строя машины.
Что происходит:
- иголка не плотно перекрывает выпускной жиклёр,
- топливо постоянно «стравливается» в камеру сгорания,
- нарушается нормальная дозировка,
- падает давление внутри форсунки,
- пружина постоянно находится в напряжённом состоянии и, наконец, заклинивает иглу напрочь,
- двигатель глохнет.
Почему? Основная причина в иголке. Она может быть:
- изношена по ходу эксплуатации авто;
- разъедена выхлопом, попадающем в форсунку из камеры сгорания (что случается часто при заправке некачественной соляркой) ;
- отклоняться от центра упора вследствие бокового оттягивания толкателем, на котором со временем тоже может возникнуть определённая выработка.
Вывод — необходим ремонт!
Замена распылителей
Ремонт топливных форсунок предусматривает три момента:
- снятие подозрительной детали,
- проверка её исправности,
- обратную установку.
Непригодная деталь меняется на новую.
Первое правило для мастера, взявшегося за переборку дизельной или инжекторной аппаратуры — исключительная чистота! Любая грязь и песок, оказавшись в операционном поле, могут нарушить герметичность топливной аппаратуры и свести на нет все усилия.
Этапы работы
- Очистка, промывка:
— блока с форсунками,
— гнёзд для их установки; - Отворачивание трубки ТНВД;
- Закупорка штуцера чистым колпачком, (иначе любой мусор при стендовой проверке с прогонкой топлива заклинит иглу в седле и создаст иллюзию неисправности в целом пригодной детали);
- Снятие рампы с отводами сброса лишнего топлива;
- Вывинчивание затяжной гайки, форсунки;
- Испытание устройства;
- Установка на место в обратном порядке рабочей детали (новой или старой, показавшей свою исправность);
- Повторная диагностика.
Проверка всех параметров производится на стенде.
Критерии оценки работоспособной детали
- давление при испытании должно соответствовать параметрам топливного насоса данного технического средства передвижения;
- форсунка при нагнетании топлива открывается;
- подтёков в выпускном отверстии нет;
- факел распыла ровный, соосный распылителю, без боковых отклонений;
- падение давления в распылителе после остановки подачи горючего осуществляется постепенно.
Требования при установке
- устранены все неисправности;
- резьба на корпусе обработана графитовой смазкой;
- форсунка вворачивается в канал только усилием руки (ключ применяется впоследствии);
Перед тем, как ввернуть распылитель, следует убедиться, что в цилиндрах отсутствует вода. Это делается визуально. Вы проворачиваете коленвал и смотрите через открытые гнёзда в блоке. Можно воспользоваться масляным щупом.
Заключение
Диагностика и ремонт дизельных и инжекторных автомобилей производятся в общих чертах одинаково. Стенды, которые используются для проверки топливной аппаратуры, должны отвечать самым высоким требованиям.
Ремонт необходимо производить в условиях строгой стерильности. Заправляться только на проверенных заправках. Своевременно менять топливные, масляные и воздушные фильтры.
Андрей Гончаров Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»
Комментарии: