Диагностика подвески легкового и грузового автомобиля своими руками

Для того, чтобы автомобиль успешно выполнял своё предназначение, все его механизмы должны работать исправно. В устройстве автомобиля есть много систем, которые выполняют важные функции.

Ходовая часть, пожалуй, одна из важнейших систем, обеспечивающих транспортному средству устойчивость и безопасность. Сложно переоценить роль ходовой, так как она выполняет жизненно важные функции:

  • равномерно распределяет нагрузку;
  • реагирует на изменения рельефа и адаптирует к ним корпус автомобиля, стабилизирует при поворотах;
  • поглощает шум и вибрацию, которые появляются в результате трения колес;
  • улучшает тяговые способности автомобиля.

Подвеска постоянно подвергается большим нагрузкам, при чем как в движении, так и в статичном состоянии. Это не может не сказаться на прочности элементов и со временем подвеска изнашивается, появляются неполадки.

Сигналом того, что ходовая не в порядке, может быть следующее:

  • когда автомобиль едет по неровной дороге, появляется стук;
  • при равномерном движении машины появляется непонятный гул;
  • на больших скоростях автомобиль становится неустойчив;
  • даже при небольших поворотах кузов сильно кренится;
  • увеличивается размер тормозного пути.

Если появилось хотя бы что-то одно из перечисленного, следует знать, что это тревожный звонок, свидетельствующий о неполадках ходовой. В таком случае нужно немедленно производить ремонт. Промедление может вылезти боком, так как непременно выйдет из строя что-то другое и последует цепная реакция неполадок.

Для того, чтобы предупредить появление серьёзных поломок, и избежать проблемных ситуаций, следует регулярно проводить диагностику ходовой части и подвески автомобиля. Только так можно быть уверенным в безопасности управления транспортным средством.

Многие специалисты советуют проверять состояние ходовой после каждых 20-30 тысяч километров пробега. А если приходится ездить по дорогам, которые находятся в ужасном состоянии, то и после каждых 10-12 тысяч километров пробега. Если же пробег меньше рекомендуемой цифры, а уже появились постукивания или другие проблемы — нужно немедленно отправлять своего железного коня на проверку. Чем раньше это сделать — тем лучше. Диагностику подвески нужно делать владельцам как легкового, так и грузового автомобиля.

Современные технологии — Вам на помощь

Если раньше осмотр автомобиля на предмет выявления неисправностей в той или иной его части производился исключительно вручную, то теперь этот процесс значительно облегчился.

Большинство современных сервисов предлагают провести компьютерную диагностику подвески автомобиля. При этом автомобиль устанавливают в специальный стенд для проведения диагностики, в котором все детали подвески проходят тщательный осмотр.

Что входит в компьютерную диагностику?

  • Подробный осмотр амортизаторов, целостности пружин и рычагов;
  • Осмотр шаровых опор;
  • Проверка подшипников;
  • Полная диагностика тормозной системы;

Компьютерная диагностика подвески поможет точно выявить все неисправности легкового автомобиля. Современное высокоточное оборудование исключает возможность того, что какая-то неисправность останется незамеченной. Впрочем, если вы более-менее опытный водитель, Вам совершенно необязательно ехать в сервис для проведения осмотра вашего автомобиля. Профилактический осмотр подвески можно сделать самостоятельно.

Проверить ходовую не так сложно, как кажется

Если сервисные центры находятся слишком далеко от вас, или нет времени для того, чтобы туда поехать и проверить на вибростенде, диагностику подвески автомобиля можно произвести своими руками. И первое, что для этого нужно, — необходимо приподнять автомобиль. Идеальный вариант — подъёмник, но, если такового нет, то сгодится эстакада или смотровая яма. Крайний вариант — домкрат, но это не очень удобно.

Схема подвески автомобиля

Итак, все детали подвески нужно тщательно рассмотреть, нет ли на них коррозийных следов или трещин. Поводом для беспокойства также могут стать небольшие царапины и потертости. Причиной их появления, как правило, бывают наезды на различные препятствия. А это может привести к незаметным невооруженным глазом деформациям узлов ходовой части.

Следующим пунктом осмотра являются амортизаторы. Нужно внимательно их просмотреть и удостовериться в цельности пыльников и отбойников. На амортизаторах не должно быть следов масла.

Проверка люфта колёс

Автомобиль можно считать безопасным только тогда, когда система управления находится в исправном состоянии. Поэтому важно проводить проверку рулевого управления. Следует измерить величину люфта колес (на сколько можно повернуть руль без ответной реакции колёс). Это определяется плавным пошатыванием руля из стороны в сторону. В нормальном состоянии эта величина не должна превышать 5 градусов.

Также необходимо проверить передние колеса на предмет наличия люфта. Для этого следует заблокировать руль, после чего колесо нужно попытаться раскачать сначала в горизонтальной плоскости, а затем в вертикальной. Если колесо «болтается» в горизонтальной плоскости — это знак, что рулевая система не совсем исправна. Если же в вертикальной — тут дело в подвеске, она определенно износилась.

Люфт также может быть следствием того, что пришёл в негодность ступичный подшипник. В таком случае его нужно будет заменить.

Проверка в движении

Если уже произведен осмотр всех составляющих элементов ходовой части, остается только проверить её работу в процессе движения автомобиля. Как сделать это?

В первую очередь — выбрать прямой участок дороги с как можно более ровной поверхностью. Так можно максимально точно проверить работу системы. Поэтому, начав движение на прямом участке, необходимо отпустить руль и посмотреть, как автомобиль поведет себя. Если он продолжит ровное движение, то можно быть спокойным, ходовая часть в порядке. Если же имеет место уход в сторону, то причиной этому может быть несколько вещей:

  • нарушена геометрия подвески (или, что является очень серьёзной проблемой, кузова);
  • неотрегулированный развал-схождение колёс;
  • неравномерно накачанные шины.

Потом следует протестировать поведение автомобиля в условиях резкого торможения и быстрого разгона. Если в первом случае передняя часть автомобиля существенно проседает вниз, а во втором то же происходит с задней частью, — проблема в амортизаторах. Как правило, в таких случаях оказывается, что амортизаторы сильно износились и больше неспособны стабилизировать кузов. Поэтому автомобиль будет сильно крениться даже на небольших поворотах, и неуверенно держать дорогу.

Ну и последний этап диагностики — нужно проехать по неровной дороге. Если в передней подвеске будут слышны постукивания, то, скорей всего, проблема в шарнирах ходовой части. Также это может быть из-за негодности втулок амортизаторов или стабилизаторов.

Как мы видим, для успешной диагностики подвески автомобиля не обязательно наличие специального оборудования. Это вполне реально сделать своими руками, и теперь вы знаете, что нужно делать.

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»

Видео


Комментарии:

logofooter