Диагностика кондиционера автомобиля своими руками
|Комфорт в автомобиле — это не только удобные сиденья, управление и красивый дизайн. Ещё — атмосфера в салоне. А что её может создать зимой или в жару? Только кондиционер.
Учёные в автомобильных концернах выяснили, что наиболее оптимальной для человека является температура в диапазоне от 18-ти до 20 градусов Цельсия при влажности не более 70 %. Если в салоне — ниже 15С, возможно переохлаждение. Свыше 25С — водителя клонит в сон. А при температуре за 30С увеличивается риск аварии, так как вообще нарушается координация.
Кондиционер в автомобиле для того и предназначен, чтобы поддерживать оптимальную для водителя атмосферу.
Неисправности кондиционера
Самая общая беда всех кондиционирующих устройств — это потеря герметичности. Сама по себе она является следствием целого ряда дефектов, которые могут возникнуть в технологической цепочке изделия.
Диагностика кондиционера автомобиля позволяет определить конкретную неисправность, её локализацию, а также наметить методы ремонта.
Для начала следует представить саму систему кондиционирования в авто. Она выглядит так:
Как видим, это замкнутая система. Внутри циркулирует хладагент (фреон).
Принцип работы
- компрессор нагнетает давление в магистралях и сжимает фреон;
- газ нагревается и под давлением поступает в конденсатор;
- в конденсаторе газ, охлаждаясь, сжижается и затем попадает по трубопроводу в ресивер-осушитель;
- происходит фильтрация жидкого фреона.
- хладагент через терморегулирующий вентиль оказывается в салонном испарителе и снова, охлаждаясь, превращается в газ;
- вентилятор испарителя, обдувая ледяные трубки с фреоном, гонит холодный воздух в салон;
- фреон возвращается в компрессор;
- цикл повторяется.
Слабые места системы
- Радиатор
- Прокладки
- Электрооборудование
- Трубомагистрали
- Давление фреона в системе трубопроводов
- Воздушные заслонки
- Фильтр тонкой очистки воздуха
- Блок управления (климат-автомат).
Для всех этих узлов существуют только три опасности: коррозия, элементарная грязь внутри трубочных соединений и разгильдяйство. Последнее, прежде всего, касается производителей и мастеров, которые небрежно закачивали фреон в систему.
Повышенное внутреннее давление также ведёт к износу оборудования.
Задачи у диагноста формируются соответственно. Но чаще всего ему предстоит выявить течь в системе циркуляции охладителя (фреона) и определить место закупорки напорных и отводящих трубок. Оба фактора могут существовать как совместно, так и по раздельности.
Как это сделать
На станциях технического обслуживания существует целый сервис для диагностики и ремонта автомобильных кондиционеров. Стоит напомнить, что удовольствие это не из самых доступных.
Отсюда соблазн — попробовать всё своими руками.
Возможно и так. На СТО горшки обжигают тоже не боги. Как и повсюду, здесь нужен навык, специальная оснастка и знание определённых диагностических методик.
Проверка герметичности
Самые распространённые методы:
- обмыливание (по возникновению пузырей на месте отверстия). —
Недостаток — плохая доступность некоторых узлов для обмыливания и наблюдения; - использование течеискателя (прибора, чувствительного к испарениям фреона). —
Недостаток — нет возможности обнаружить в месте утечки хладагента сразу несколько близкорасположенных прободных отверстий; - ультрафиолетовый краситель (заранее внедряется в магистрали кондиционера даже изготовителем и окрашивает места дефектов). —
Недостаток — необходимость тщательного отмывания трубок от краски после устранения повреждения. В противном случае остатки красителя будут «маскировать» дефекты, которые могут возникнуть впоследствии.
На практике можно сочетать все три метода, исходя из того, что удобней и проще в данный момент.
Ультрафиолетовая диагностика будет корректной только в том случае, если кондиционер заправлен фреоном и маслом «под завязку». Иначе краситель не сможет проявить себя в месте повреждения магистральной системы (не будет достаточного давления).
Оборудование
Диагностика и ремонт на станциях технического обслуживания начинаются с заправочной консоли. Это устройство, снабжённой двумя манометрами для проверки давления в подающей и возвратной трубках.
По стрелкам можно определить: общую разницу в давлении; соответствие её нормативам для данной модели кондиционера.
При самостоятельной диагностике для этих же целей можно использовать тестер или мультисканер. Они подключаются к контактам системы под капотом автомобиля или прямо в салоне.
Рабочее давление в подающей трубе в норме должно колебаться в пределах 5 — 26 атмосфер.
В возвратной магистрали оно равно примерно 4-м атмосферам или чуть меньше.
Напор в неработающей системе стабилизируется в диапазоне от 4-х до 5-ти атмосфер.
Контроль над функционированием кондиционера автоматизирован. Информация поступает от датчиков, которые:
- снижают чрезмерно высокое давление в системе;
- повышают низкое;
- исключают общий перегрев узлов.
Ремонт
Конкретные меры для устранения неисправностей предпринимаются исходя из их природы, локализации и пригодности к ремонту.
Они могут быть радикальными (с полной или частичной заменой повреждённых узлов) и паллиативными:
- с пайкой перфорированных частей соединительных трубок;
- с промывкой участков, затромбированных сгустками мусора.
В конце ремонта необходимо осуществить контрольную опрессовку системы сжатым воздухом.
Если герметичность нигде не нарушена, в магистрали кондиционера закачивается хладагент.
Заправка
Диагностика и заправка — это часто совмещённый процесс. Диагностику системы кондиционирования производят обычно, когда уже проявились какие-то признаки сбоев в работе. Поскольку детальная диагностика связана с разборкой, то есть разгерметизацией системы, повторная заправка неизбежна.
Что входит в комплект любителя-заправщика:
- переходник для подключения к системе кондиционера;
- заправочный шланг;
- манометр;
- заправочный баллончик.
Как производится заправка
Последовательность операций:
- Собрать комплект подзарядки согласно инструкции;
- Подключить шланг к отверстию низкого давления кондиционера (локализацию посмотреть в инструкции);
- Запустить двигатель автомобиля (скорость нейтральная, ручной тормоз) и постепенно откручивать вентиль баллона;
- Сесть за руль и выжать акселератор примерно до средней частоты оборотов коленчатого вала. Таким образом фреон быстрее разойдётся по системе. Холод в салоне покажет, что процесс закачки завершён.
В качестве хладогента в настоящее время фреон не используется по экологическим причинам (он вытесняет из атмосферы кислород). В баллончике — хладообразующий газ R134а. Он менее текуч и не столь эффективен.
Также важно знать давление фреона в системе. Оно должно быть оптимальным (согласно инструкции кондиционера). Для этого лучше проводить закачку через манометр, пользуясь специальным переходником.
Во время заправочных работ руки необходимо защитить резиновыми перчатками, а глаза — специальными закрытыми очками.
Заключение
Диагностика автомобильного кондиционера и особенного его заправка — не столько сложный, сколько кропотливый процесс, требующий от исполнителя большого терпения и внимания.
Прежде чем браться за то и другое нужно оценить свои силы и изучить методы обнаружения неполадок.
Раз вы уверены в себе — действуйте. Помнить следует только одно: если не сможешь сделать лучше — хотя бы не навреди! Это девиз настоящих хирургов.
Андрей Гончаров Эксперт рубрики Ремонт двигателей
Остались вопросы. Видеоролик для вас
Комментарии: