Диагностика двигателя своими руками

С этим все рано или поздно сталкиваются. Движок родного «железного друга» вдруг почему-то начинает «барахлить». То постукивает, то «чихает» на ходу и теряет обороты и мощность, а то и вовсе перестаёт запускаться даже в тёплое время.
Понять — почему не так просто, особенно — не будучи специалистом. Ясно только одно — необходима тщательная диагностика двигателя автомобиля.

Общая часть

Первое — внешний осмотр. Его легко провести, даже не обладая особой квалификацией. Иногда неисправность таится в мелочах и легко устранима.

Осмотру подлежат:

  • электропроводка автомобиля в комплексе: целостность проводов, состыкованность разъёмов, предохранители, реле, датчики, — их работоспособность и контакты (они могут быть просто окислены;
  • система трубопроводов отопительной, газоотводной и тормозной систем (возможны прорывы вследствие механического воздействия или изношенности, а также недостаточная затянутость фиксирующих гаек и хомутов);
  • крепления основных узлов подвески двигателя и ходовой системы (ослабленность тех или иных креплений может быть источником постороннего шума;
  • масло, фильтры масляной, топливной и воздушной систем (загрязнённость — частая причина перебоев в работе двигателя и даже выхода его из строя).

В том случае, если внешний осмотр выявил какие-либо дефекты, они были устранены, но это не привело к улучшению первоначальной ситуации, проводится техническая диагностика двигателя.

Оснастка

Здесь вам понадобится компьютер. Любой средний пользователь, имеющий соответствующий аппарат, вполне сможет протестировать двигательную систему автомобиля (ДВС) своими руками.
Условия лишь два: желание и компьютер (ПК, ноутбук, смартфон или планшет) с соответствующими программами и адаптерами.
Причём, следует сразу решить — какой вам удобнее способ для исследования своего автомобиля:
1. Дистанционный (через Bluetooth, Wi-Fi) — c помощью планшета или смартфона);
2. Непосредственный (в салоне машины) — посредством кабеля и ноутбука.

description_big

Выбор конкретного варианта имеет прямое отношение к дополнительной оснастке, которую придётся приобрести, помимо программы диагностики и установочных драйверов:
— адаптер «K-Line» и кабель с разъёмами USB и OBD-2 — для непосредственной диагностики;
— ЕML 327 – адаптер — для дистанционной диагностики через Блютуз или Wi-Fi.

И тот и другой адаптеры через ОBD-2 связаны с электронным блоком управления (ЭБУ) автомобиля. С ЭБУ и адаптер компьютер, оснащённый определённой диагностической программой, считывает необходимые параметры.

Технические параметры ДВС

  • скорость,
  • мощность,
  • частота оборотов коленчатого вала,
  • давление масла,
  • состояние топливной системы (карбюратора, топливного насоса, инжектора),
  • отлаженность системы зажигания,
  • температура охлаждающей жидкости,
  • показания датчиков всех систем,
  • ошибки ЭБУ и т.д.

Установка на компьютере операционной системы андроид позволит вашему EML 327 загрузить любую из существующих диагностических программ и, соответственно, добиться более достоверных результатов.

Самая лучшая из программ — Универсальная. Она адаптирована под планшет Nexsus. Возможности этой программы безграничны.

Заключительный этап

Ремонт двигателя — финальная часть всех диагностических операций, их результат.
Существует несколько видов ремонта:
— мелкий,
— средний,
— капитальный.
Уже из названий можно понять, что разница — в уровне сложности.

Мелкий ремонт подразумевает просто зачистку контактов и замену каких-то деталей (свечей зажигания, фильтров, предохранителей, реле, датчиков, трубопроводов и т.п.).

Средний — частичный демонтаж двигателя и ремонт отдельных узлов (клапанов газораспределительной системы, масляного насоса, генератора, радиатора).

Капитальный ремонт — это демонтаж всего двигателя с расточкой коленчатого вала, блока цилиндров, замена поршней, вкладышей колец, каждой детали.

Соответственно оцениваются трудозатраты и расходная часть на закупку необходимых запасных частей. Иногда решение принимается исходя исключительно из финансовых возможностей. Но это не выход. Болезнь нельзя полувылечить — её нужно искоренить.
Займите у друзей, возьмите кредит в банке. Закройте вопрос. Иначе будет ещё хуже.

Диагностика дизельного двигателя

Причин, по которым возникают проблемы с дизельными ДВС несколько:
-использование низких сортов масла и топлива при заправке;
-чрезмерные нагрузки на двигатель в процессе эксплуатации;
-естественная изношенность двигателя;
-нерегулярное техобслуживание.
Для выяснения конкретных деталей проводится компьютерная диагностика двигателя

Последовательность операций:

  1. Создание электронной цепи: компьютер — адаптер — ЭБУ автомобиля.
  2. Установка на компьютер программы для диагностики и драйверов («чипов») для «прошивки» компьютера и электронного блока управления (программное совмещение устройств).
  3. Сканирование основных и вспомогательных узлов ДВС.

Основные узлы:

  • топливная система — насос электрический основной и дополнительный (если предусмотрен в конструкции);
  • система впрыска топлива: регулятор давления и дозирования топлива, перепускной клапан, форсунки;
  • впускная система — приводы впускных заслонок на автономных электродвигателях, а также клапанов впуска;
  • клапан перепуска, ограничивающий давление турбонаддува;
  • клапан рециркуляции газов отработки,
  • клапан охладителя;
  • кислородный датчик;
  • электродвигатели вентилятора и насоса для охлаждающей жидкости;
  • свечи накаливания, ответственные за предпусковой подогрев двигателя.

Примечание: данные с ЭБУ могут сниматься дистанционно с помощью адаптера Elm 327 (через Bluetooth) или непосредственно — через кабель и К-L адаптер с разъёмами usb и obd2 для компьютера и электронного блока управления.

Топливная система

По статистике, больше всего страдает по ходу эксплуатации дизельной ДВС топливный насос высокого давления (ТНВД). По сути, он «сердце» машины, её жизнь. Диагностика топливной аппаратуры двигателей — первый шаг к «реанимации» бездыханного тела авто.

Типы топливных насосов:

  1. Классический (рядный) — плунжерные пары выстроены в один ряд.
  2. Электронный классический — впрыск осуществляется за счёт электронных систем управления.
  3. Распределительный классический — регулировка впрыска с помощью индивидуальных насосов для каждого цилиндра.

Эти особенности следует учитывать при диагностике легковых автомобилей, а также грузовиков, внеся соответствующие поправки в программу.

Неисправности ТНВД и их причины:

  • топливо не поступает в форсунки (заклинен плунжер);
  • подтекает топливо из насоса (износ уплотнителей);
  • необычные шумы, стуки (дефекты каких-либо функциональных элементов в насосе);
  • перебои в работе (проблемы с регулировками или с электроникой).

Более конкретная информация появится на мониторе вашего компьютера.

Заключение

Единственное, что вы сможете предпринять после диагностики систем двигателя, это примерно рассчитать сумму, которую придётся потратить на ремонт. Она может возрасти очень сильно, если процесс затянуть.
Как сделать сам ремонт — вопрос сложный. Не беритесь сами. Квалифицированно и качественно отремонтировать дизельный двигатель могут только специалисты.

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»

Видео


Комментарии:

logofooter