Диагностика автомобиля через ноутбук своими руками: адаптеры, программы, кабели

Компьютерная диагностика — сложный процесс. Его и сейчас очень многие предпочитают доверять исключительно специализированным СТО с соответствующим сканирующим оборудованием.

Автономные сканеры позволяют выявить все неисправности в электронных и механических системах автомобиля быстро и в полном объёме.

Проблема в стоимости услуги. Она высока и не всем доступна. Подобный сервис оказывали даже не все мастерские, занимающиеся ремонтом авто. Ремонт, таким образом, чаще всего осуществлялся по старинке — методом «научного тыка».

Ноу-хау современной компьютерной диагностики

Это доступность, возможность провести диагностику автомобиля своими руками.

В настоящее время сканирование изъянов в функционировании машины легко осуществить в условиях гаража перед серьёзным рейсом или просто — аварийной остановки на обочине. Например, в случае, если на панели приборов загорается окошечко «check engine».

noutbuk-dlya-diagnostikiСпецтехника не обязательна. Для выявления причины неполадки необходимы только определённые навыки, а также:

  1. транспортное средство,
  2. ноутбук,
  3. адаптер,
  4. кабель для соединения через адаптер компьютера с контроллером автомашины.

Адаптер

kl-adapterНа выпускающихся в настоящее время моделях ВАЗ широк спрос на адаптеры (преобразователи уровней) серии KL с соединительным разъёмом USB. Они предназначены для состыковки ноутбука (или стационарного персонального компьютера) с каналами «К» или «L» ЭБУ (электронный блок управления).

Через адаптер производится диагностика автотехники и управление её функциями.
Перед началом работы необходимо установить соответствующие программы для диагностики («софт») и драйвер для адаптации программ с компьютером.

Купить адаптер для диагностики лучше в виде уже смонтированного блока с портом USB для компьютера.

Модели адаптеров:

Практически все адаптеры поддерживают отечественные автомобили, выпускаемые с 1998-го года. Ассортимент моделей велик. Выбор зависит только от ваших пристрастий в технике и дохода.

Самый дешёвый адаптер на ВАЗ — ELM327. Чаще всего применяется универсальный адаптер — BM9213.

ELM-327
ELM 327

Конструкция адаптера:

  • печатная плата (материал — стеклотекстолит фольгированный),
  • порт стандарта OBD II для подключения кабеля USB в салоне автомобиля,
  • корпус (материал — металл или пластик).
OBD II
OBD II

Технические данные:

Напряжение — 12 В (возможно подключение ноутбука от прикуривателя). Ток — 10 мА. Стабилизатор напряжения для К-линии — 5 В и 12 В. ЭБУ — модели ВАЗ «Январь-4», «Январь-5».

Интерфейс для K-line — ISO-9141. Интерфейс для L-line — ALDL.

Адаптер также можно подключить к «L-линии» ЭБУ автомобилей иностранного производства.

Кабель

Основные различия модификаций:

  • проводимость,
  • надёжность,
  • цена.

Купить кабель для диагностики легче всего в интернет-магазинах. В обычных магазинах, реализующих автозапчасти, аксессуары подобного рода автомобилей встречаются редко.

Программы для диагностики автомобилей ВАЗ

В связи с тем, что их много, назовём несколько самых распространённых и продвинутых:

  1. KWR_D — одна из самых надёжных. Её преимущество в том, что есть много полезных регулировок. Перечислим основные функции:
    — управление механизмами (форсунки, катушки, вентиляторы и проч.),
    — мониторинг параметров автомобиля.
  2. ICD 1.2.0.1 — то же самое (программа бесплатная).
  3. Diagnostic Tool vl.31.2 — управление функциями, есть регулировки.
  4. АВТОВАЗ NEW — самый современный вариант. Преимущества — это управление иммобилизатором и регулировки.
  5. Sens Diag — комплексная диагностика.
  6. Мотор-тестер — то же самое.
  7. My Tester VAZ — то же самое с непосредственной адаптацией к моделям ВАЗ.

Все указанные программы работают с блоками Bosch.

Как провести диагностику автомобиля ВАЗ с помощью ноутбука:

  1. Скомплектовать оборудование для диагностики (ноутбук, кабель для подсоединения, адаптер),
  2. Установить на ноутбук соответствующую программу и драйверы,
  3. При помощи кабеля создать логистическую цепь «ноутбук — адаптер — ЭБУ — компьютер автомобиля»,
  4. Настройка связи ноутбука с компьютером автомобиля,
  5. Включение двигателя,
  6. Диагностика.

Параметры диагностики для инжекторных двигателей ВАЗ

На что обратить внимание:

  1. На заглушенном двигателе
    — датчики температуры (корректность данных);
    — дроссельная заслонка (наличие износа дроссельного механизма; предельный износ — не более 2%);
    — датчик кислорода (АЦП ДМРВ); наличие износа канала; предельный износ — не более 1, 035 В;
  2. На работающем, прогретом до нормы двигателе (холостой ход)
    Проверяются следующие параметры (величина в каждом конкретном случае зависит от модели двигателя и ЭБУ):
    — обороты в минуту;
    — расход воздуха для 8 клапанного двигателя;
    — расход воздуха для 16 клапанного двигателя;
    — время впрыска; при необходимости — коррекция впрыска;
    — коэффициент коррекции (%);
    — мультипликативная составляющая коррекции;
    — аддитивная составляющая коррекции;
    — цикловой расход воздуха (мг/такт) для 8 клапанного двигателя и для 16 клапанного двигателя.
  3. Скриншоты диагностики двигателя на мониторе (зависимость от модели ЭБУ на примере ВАЗ 2107)
    — ЭБУ «Январь 5»
    ebu-5
    — ЭБУ М73
    ebu-m73

Объективные показатели

Факторы, определяющие корректность данных:

  • модель автомобиля (двигателя),
  • модель ноутбука (сканера) и адаптера,
  • температурный режим двигателя,
  • температура окружающей среды,
  • квалификация оператора.

Таким образом, ясно, что выводы при диагностике того или другого автомобиля могут быть не всегда вполне адекватными сложившейся технической ситуации.

Хотя представление о неисправности и стоимости ремонта получить можно.

Как сделать диагностику автомобиля своими руками?

Не так уж и сложно. Особенно обладая качественным современным оборудованием.

Но никакая техника не заменяет знания и опыт. Полагаясь на себя целиком, не забывайте о профессионалах на специализированных СТО. Иногда сверяйтесь и с их данными. Если что-то не получается у самих, пользуйтесь их мастерством.

Ремонт — это всегда расходы. Автомобиль должен быть на ходу — вот что главное!

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»

Видео


Комментарии:

logofooter