Диагностика автомобиля через ноутбук своими руками: адаптеры, программы, кабели
|Компьютерная диагностика — сложный процесс. Его и сейчас очень многие предпочитают доверять исключительно специализированным СТО с соответствующим сканирующим оборудованием.
Автономные сканеры позволяют выявить все неисправности в электронных и механических системах автомобиля быстро и в полном объёме.
Проблема в стоимости услуги. Она высока и не всем доступна. Подобный сервис оказывали даже не все мастерские, занимающиеся ремонтом авто. Ремонт, таким образом, чаще всего осуществлялся по старинке — методом «научного тыка».
Ноу-хау современной компьютерной диагностики
Это доступность, возможность провести диагностику автомобиля своими руками.
В настоящее время сканирование изъянов в функционировании машины легко осуществить в условиях гаража перед серьёзным рейсом или просто — аварийной остановки на обочине. Например, в случае, если на панели приборов загорается окошечко «check engine».
Спецтехника не обязательна. Для выявления причины неполадки необходимы только определённые навыки, а также:
- транспортное средство,
- ноутбук,
- адаптер,
- кабель для соединения через адаптер компьютера с контроллером автомашины.
Адаптер
На выпускающихся в настоящее время моделях ВАЗ широк спрос на адаптеры (преобразователи уровней) серии KL с соединительным разъёмом USB. Они предназначены для состыковки ноутбука (или стационарного персонального компьютера) с каналами «К» или «L» ЭБУ (электронный блок управления).
Через адаптер производится диагностика автотехники и управление её функциями.
Перед началом работы необходимо установить соответствующие программы для диагностики («софт») и драйвер для адаптации программ с компьютером.
Купить адаптер для диагностики лучше в виде уже смонтированного блока с портом USB для компьютера.
Модели адаптеров:
Практически все адаптеры поддерживают отечественные автомобили, выпускаемые с 1998-го года. Ассортимент моделей велик. Выбор зависит только от ваших пристрастий в технике и дохода.
Самый дешёвый адаптер на ВАЗ — ELM327. Чаще всего применяется универсальный адаптер — BM9213.

Конструкция адаптера:
- печатная плата (материал — стеклотекстолит фольгированный),
- порт стандарта OBD II для подключения кабеля USB в салоне автомобиля,
- корпус (материал — металл или пластик).

Технические данные:
Напряжение — 12 В (возможно подключение ноутбука от прикуривателя). Ток — 10 мА. Стабилизатор напряжения для К-линии — 5 В и 12 В. ЭБУ — модели ВАЗ «Январь-4», «Январь-5».
Интерфейс для K-line — ISO-9141. Интерфейс для L-line — ALDL.
Адаптер также можно подключить к «L-линии» ЭБУ автомобилей иностранного производства.
Кабель
Основные различия модификаций:
- проводимость,
- надёжность,
- цена.
Купить кабель для диагностики легче всего в интернет-магазинах. В обычных магазинах, реализующих автозапчасти, аксессуары подобного рода автомобилей встречаются редко.
Программы для диагностики автомобилей ВАЗ
В связи с тем, что их много, назовём несколько самых распространённых и продвинутых:
- KWR_D — одна из самых надёжных. Её преимущество в том, что есть много полезных регулировок. Перечислим основные функции:
— управление механизмами (форсунки, катушки, вентиляторы и проч.),
— мониторинг параметров автомобиля. - ICD 1.2.0.1 — то же самое (программа бесплатная).
- Diagnostic Tool vl.31.2 — управление функциями, есть регулировки.
- АВТОВАЗ NEW — самый современный вариант. Преимущества — это управление иммобилизатором и регулировки.
- Sens Diag — комплексная диагностика.
- Мотор-тестер — то же самое.
- My Tester VAZ — то же самое с непосредственной адаптацией к моделям ВАЗ.
Все указанные программы работают с блоками Bosch.
Как провести диагностику автомобиля ВАЗ с помощью ноутбука:
- Скомплектовать оборудование для диагностики (ноутбук, кабель для подсоединения, адаптер),
- Установить на ноутбук соответствующую программу и драйверы,
- При помощи кабеля создать логистическую цепь «ноутбук — адаптер — ЭБУ — компьютер автомобиля»,
- Настройка связи ноутбука с компьютером автомобиля,
- Включение двигателя,
- Диагностика.
Параметры диагностики для инжекторных двигателей ВАЗ
На что обратить внимание:
- На заглушенном двигателе
— датчики температуры (корректность данных);
— дроссельная заслонка (наличие износа дроссельного механизма; предельный износ — не более 2%);
— датчик кислорода (АЦП ДМРВ); наличие износа канала; предельный износ — не более 1, 035 В; - На работающем, прогретом до нормы двигателе (холостой ход)
Проверяются следующие параметры (величина в каждом конкретном случае зависит от модели двигателя и ЭБУ):
— обороты в минуту;
— расход воздуха для 8 клапанного двигателя;
— расход воздуха для 16 клапанного двигателя;
— время впрыска; при необходимости — коррекция впрыска;
— коэффициент коррекции (%);
— мультипликативная составляющая коррекции;
— аддитивная составляющая коррекции;
— цикловой расход воздуха (мг/такт) для 8 клапанного двигателя и для 16 клапанного двигателя. - Скриншоты диагностики двигателя на мониторе (зависимость от модели ЭБУ на примере ВАЗ 2107)
— ЭБУ «Январь 5»
— ЭБУ М73
Объективные показатели
Факторы, определяющие корректность данных:
- модель автомобиля (двигателя),
- модель ноутбука (сканера) и адаптера,
- температурный режим двигателя,
- температура окружающей среды,
- квалификация оператора.
Таким образом, ясно, что выводы при диагностике того или другого автомобиля могут быть не всегда вполне адекватными сложившейся технической ситуации.
Хотя представление о неисправности и стоимости ремонта получить можно.
Как сделать диагностику автомобиля своими руками?
Не так уж и сложно. Особенно обладая качественным современным оборудованием.
Но никакая техника не заменяет знания и опыт. Полагаясь на себя целиком, не забывайте о профессионалах на специализированных СТО. Иногда сверяйтесь и с их данными. Если что-то не получается у самих, пользуйтесь их мастерством.
Ремонт — это всегда расходы. Автомобиль должен быть на ходу — вот что главное!
Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»
Комментарии: