Что такое диагностика автомобиля — определение, основы, виды, описание

Техническая осведомлённость, как компас у путешественника. Это тот же Глонасс, GPS. Не зная основ предмета, не сдвинешься ни на шаг. Как и куда идти? Вот те вопросы, которые приходится решать почти постоянно. Любой автомобиль требует знаний и опыта. Желание ими воспользоваться есть не у каждого. Всё дело в возможностях. Критическая ситуация, однако, не милует никого. Дорога есть дорога. Может случиться так, что надеяться будет не на что. Придётся браться за свою голову и руки. Не лишне их чем-то вооружить. Заранее!

Введение в тему

Диагностика автомобиля — процесс не простой. Доступный, но требующий подготовки. Помимо желания и возможности и даже склонности к технике, необходима определённая теоретическая и практическая опора. А именно:

  • познания в двигательной системе (узлы, функции, распространённые причины отказов, мелкий ремонт);
  • понятие об электрооборудовании (комплектация, назначение каждого устройства, устранение простейших неисправностей);
  • умение работать с компьютером, программами, базами данных;
  • представление о диагностическом оборудовании, частично заменяющем компьютер в его отсутствие (контрольные щупы, мультиметры, осциллографы, сканеры);
  • знание специфики ДВС различных автомобилей отечественного и иностранного производства (сравнительные характеристики, подбор специальной оснастки).

Кроме того, нужен опыт. От примитивной пайки контактов в проводке до ощущения и понимания двигателя во всех его тонкостях. В каждый момент работы. Со временем появляется интуиция. В ней — философия толкового человека. Его обнажённый нерв и спасение. Всё это — основы диагностики. Без их усвоения браться за дело не стоит. Не сможете!

Суть предмета

В переводе с греческого, это слово означает — распознавать, быть способным к глубокому видению.

Медицина толкует его как анализ, позволяющий выявить сущность болезни.

Техническая диагностика занимается тем же самым. Только не с человеком, а с машиной.
Автомобилем в данном случае.

Принципы подхода к процедуре одни для всей техники, будь то карбюратор, инжектор или дизель.

Что входит в понятие «диагностика»:

  1. Сведения о состоянии двигательной системы (ДВС) и автомобиля в целом.
  2. Методы устранения неполадок.

Параметры состояния ДВС:

  • мощность двигателя (л/с, Вт);
  • обороты коленчатого вала (в минуту);
  • зажигание (степень опережения);
  • положение заслонки карбюратора в соответствии с оборотами (у дизелей и инжекторов состояние топливного насоса);
  • детонация на каждом цилиндре (синхронность с искрой на свечах);
  • температура (воздух на впуске в топливную систему, охлаждающая жидкость в блоке цилиндров);
  • давление масла (в блоке и на датчике бортового контроллера);
  • определение ошибок электронного блока управления (ЭБУ) и их корректировка;
  • режим онлайн обмена (получение через интернет дополнительной информации и возможностей из других программ диагностики);
  • графическое отображение параметров на мониторе компьютера;
  • напряжение в сети электроники (В);
  • заряд аккумулятора:
  • работоспособность основных электромеханических узлов: стартера, генератора, АКПП, вентиляторов отопителя салона и радиатора охлаждения двигателя (у дизелей и инжекторов — электроприводов топливных насосов);
  • системы АBS, ACC, Traction Control, 4WS и т.п. и т.д.

Каждый из параметров постоянно сравнивается с нормативом, заложенным производителем автомобиля. Любое отклонение фиксируется и устраняется автоматически с помощью определённой программы для диагностики. В проблемных случаях возможно механическое вмешательство. То есть ремонт.

Методы обнаружения неполадок. В основном применяются два:

  1. Визуальный – то, что можно выяснить «на глазок»:
    — механические повреждения или износ электропроводки и трубопроводов систем охлаждения, выхлопа, гидравлики тормозов и рулевого управления (у инжекторных и дизельных двигателей — трубок подачи топлива из насоса к свечам);
    — окисленность контактов аккумулятора, стартера, предохранителей, реле и т.д.;
    — «разболтанность» отдельных функциональных узлов ДВС и подвески (креплений генератора, стартера, а также люфты рулевой рейки и стоек колёс);
    — состояние воздушного, топливного и масляного фильтров.
  2. Инструментальный. Предполагает использование:
    — простейших приборов (контрольный щуп, мультиметр);
    — электронных вычислительных аппаратов (мотор-тестер, сканер, компьютер).

Компьютерная диагностика

Наиболее эффективны методы с использованием сложной вычислительной техники.

Что даёт этот метод? Прежде всего, он позволяет контролировать всю ДВС целиком. Точность диагностики исключительная. Ошибки, которые могут возникнуть в результате, автоматически устраняются при помощи специальных программ.

Виды проведения работ:

  • стационарный – с подключением прибора непосредственно к ЭБУ автомобиля (ПК, ноутбук, сканер);
  • дистанционный – через Bluetooth или Wi-Fi (планшет, смартфон).

Компьютерная обработка данных производится посредством введения в процессор устройства «софтов» (программ), ориентированных на:

  • комплексную диагностику (двигатель, подвесная и рулевая система, тормоза);
  • ДВС;
  • электронику.

Как её провести? Обычно водители пользуются услугами автосервиса. Это не единственный вариант. При определённой подготовке возможна диагностика автомобиля своими руками.

Описание процедуры:

  1. укомплектовка базовой оснастки:
    — компьютер;
    — адаптер «K-Line» с кабелем на разъёмах Olb2 и Usb (при стационарном подключении) или Еlm327-адаптер с блютуз (дистанционное исследование);
    — диагностические программы и драйверы;
  2. установка на компьютерную платформу нужного «софта» и «чипа» (драйвера);
  3. «прошивка» (адаптирование) ЭБУ (обеспечивает связь контроллера с компьютером и вынос на него всех доступных параметров автомобиля.

Определение состояния нужных систем производится путём постепенного сканирования каждого узла. Дефекты, которые нельзя устранить вмешательством электронных корректоров, устраняются по ходу мелкого, среднего или капитального ремонта.

Заключение

В мире нет ничего невозможного. Термин «компьютерная диагностика» отпугивает очень многих. В основном новичков. Но это поначалу. Всё в жизни случается когда-нибудь в первый раз. С автомобилем такое происходит постоянно. А он и есть жизнь водителя. Его судьба. Освоить азы понимания своей техники – лучшая страховка от неприятностей. Дерзайте. Дорогу осилит идущий!

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»


Комментарии:

logofooter